Конкурс
совместный проект
Получить 1 млн рублей за честность

Николай Матушевский:
«Успешную концепцию нашего проекта подсказал кризис»

Владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский — о том, как превратить производственный квартал в объект городского туризма

Получить 1 млн рублей за честность
Как завод стал креативным пространством
Приводить помещения в порядок было сложно. Часто мы хотели полностью все перестроить, но скоро поняли, что это не выход. Скажем, если у нас был гараж, мы не надстраивали еще три этажа, а использовали его под шоу-рум или кофейню. Потому что надстройка этажей повлечет смену конструктива и проблемы с документами, а это все дорого и долго.

Также мы столкнулись с «креативным» подходом советских строителей: здания могли быть у крыши шире, чем у фундамента, в одной стене могло быть восемь видов кладки разного времени: кирпичи, пеноблоки, стеклоблоки — целое собрание эпох. В итоге мы сами для себя выработали принцип: то, что нельзя спрятать, нужно выпятить. Сами арендаторы наталкивали нас на эту идею: например, балку, торчащую из стены, они могли превратить в элемент декора, повесить на нее качели и сделать главной фишкой офиса. Это позволяло нам опять сэкономить на демонтаже.
В итоге мы сами для себя выработали принцип: то, что нельзя спрятать, нужно выпятить.
Как «Флакон» изменил городскую
среду
Я понял, что проект состоялся, уже в 2010-м. Мы проводили первое масштабное мероприятие — двухдневную выставку «Дизайн-субботник Seasons». На него пришли 5-6 тысяч человек, молодые семьи среднего класса, которые поездили по миру, и их трудно было удивить. Но нам удалось. И тогда я понял, что людям нужно то, что мы делаем.

За годы «Флакон» в Москве стал точкой притяжения. Наш новый логотип — буква «Ф» — изображен в виде компаса. Так мы хотим сказать, что занимаемся локальным туризмом: можно, не уезжая никуда, увидеть все здесь и провести тут с семьей целый день.

В 2015 году мы приобрели еще одно обанкротившееся предприятие рядом с «Флаконом» — «Хлебозавод № 9» — и тоже превратили его в креативное пространство. А в этом году, когда в мае нам исполнилось 10 лет, мы решили объединить «Флакон» и «Хлебозавод» в креативный квартал. У нас есть целый проект — «Улица Флаконовская». Мы хотим сделать там новые архитектурные формы и дизайн-объекты.
Где в России появятся новые «Флакончики»
Три года назад мы создали компанию «Флакон Х». За это время мы сделали 43 концепции в разных городах, включая Сахалин и Владивосток. Но наша задача при этом — не делать новые «Флаконы», а консультировать и помогать людям, чтобы в их городах появлялись свои уникальные точки притяжения.

Также у нас есть программа «Флакон франшиза». Мы продаем бизнесменам пакет документов, который позволяет построить маленький «Флакончик» (это, кстати, рабочее название). Но это не франшиза в полном стандартном виде: не важно, сколько человек потратит на проект, важны принципы, по которым он будет строить, подбирать персонал, партнеров и арендаторов

Оглядываясь назад, могу сказать, что, как бы вы ни просчитали свою бизнес-модель, ни один человек со стороны не сможет вам гарантировать, что она сработает или нет. Если вы не знаете, что делать, нужно просто начинать делать хоть что-то. Возможно, уже в процессе вы поймете, как именно строить свой бизнес и для кого. Как это произошло с нами.

Дистанционная регистрация бизнеса

  • без личного визита в 
    налоговую
  • бесплатный выпуск
    электронной подписи
Альберт
Сагирян
Gemcorp Russia
«Главное — получать удовольствие
от того, что делаю»
читать
Максим
Каширин
CEO Simple Group
«Любые большие проблемы решаются с помощью нескольких правильных шагов»
читать
Андрей
Давидюк
«Моторика»
«Мы соединяем кибернетику с органикой»
читать
Денис
Долматов
CEO Carprice
«Бизнес должен быть измеримым»
читать
Георгий
Соловьев
CEO Skyeng
«Мы будем выпускать больше преподавателей, чем все вузы страны»
читать
Аслан
Кцоев
Генеральный управляющий «Меркурий Сити Тауэр»
«Меркурий» — это город в городе
читать
Станислав
Лисиченко
Ресторатор
«Ресторанный бизнес — для энтузиастов»
читать
Максим
Каплевич
Студия Junto
«Мы любим клиентов со сложными задачами»
читать
Феликс
Шпильман
CEO Emerging Travel Group
«Бизнес — это командный спорт»
читать
Дарья
Лисиченко
Город-сад
«То, что сейчас называется “эко”, скоро станет нормой»
читать
Василий
Воропаев
Rubrain
«Я создал закрытый клуб фрилансеров»
читать
Александр
Глушков
Основатель бренда МОНЕ
«Выигрывают яркие концепции»
читать
Олег
Рудаков
Rock the Cycle
«Если глаза горят, рано или поздно придет успех»
читать