Конкурс
совместный проект
Получить 1 млн рублей за честность

Дарья Лисиченко:
«То, что сейчас называется „эко“, скоро станет нормой»

Основательница сети магазинов полезных продуктов «Город-Сад» — о том, как сделать здоровое питание не просто модным, а массовым.

Получить 1 млн рублей за честность
Наша цель в будущем — не просто готовить вкусную и полезную еду, но и учитывать, какую систему питания она поддерживает: с высоким содержанием белка, палео-, кето-, веганство, сыроедение.
Как искали качественных поставщиков
Когда мы открывали первый «Город-Сад», решили продавать сертифицированные органические товары. Но в России тогда не было закона о сертификации органической продукции, а значит, пришлось бы продавать только дорогие импортные товары. Это был 2014 год, мы еще не успели оправиться от скачка курсов валют, поэтому все-таки стали искать доступные альтернативы в России.
Тогда же сформировали три критерия, которым должен соответствовать продукт, чтобы попасть к нам на полку. Во-первых, он должен быть натуральным, то есть не содержать искусственных добавок и красителей. Во-вторых, полностью соответствовать концепции здорового питания: многие продукты, на которых большими буквами написано «без сахара» и «здоровый продукт», содержат фруктозу, рафинированное подсолнечное масло, глютенсодержащие добавки — мы это внимательно отслеживаем. В-третьих, качественная упаковка. Вот по этим критериям мы отобрали несколько поставщиков для первого магазина.
Сейчас у нас уже сложилась репутация: попадание к нам на полку — это очень хороший пункт в резюме производителя. Если товар продается у нас, категорийному менеджеру другого магазина уже не нужно думать, подходит продукт в категорию ЗОЖ (сокр. от «здоровый образ жизни». — Прим. ред.) или нет.
Как масштабировали бизнес
Мы столкнулись с тем, что не все производители понимают, как продвигать свою продукцию. Сделать классный продукт в красивой упаковке по правильной цене — это очень важно, но так же важно в течение цикла продаж поддерживать интерес потребителя: проводить дегустации, придумывать сезонные предложения, выпускать новые вкусы. Это большая совместная работа ритейлера и поставщика. Среди наших поставщиков много стартапов и маленьких компаний, которые не могли себе позволить дорогое продвижение, но они привлекали друзей, знакомых инфлюенсеров, участвовали в городских мероприятиях и получали таким образом узнаваемость.
Со временем мы поняли, что наш собственный бренд вызывает большее доверие, чем некоторые поставщики, и решили расширить ассортимент за счет полочного товара своего производства: злаковых батончиков, гранолы, чипсов. Мы были среди первых, кто активно продвигал линейку веганских альтернативных продуктов, — у этой категории огромный потенциал роста. А в прошлом году мы запустили на российском рынке инновационный продукт — йогурты из кокосового молока.
У нас есть еще достаточно большой потенциал роста в Москве, поэтому основной фокус нашей команды сосредоточен на столице. Думаем об открытии «Города-Сада» в Петербурге: в гастрономическом плане это очень продвинутый город, поэтому нам нужен партнер, который очень хорошо понимает локальную специфику. В регионах нас нет: часто поступают запросы по франшизе, но пока мы не увидели среди потенциальных франчайзи людей, готовых воплощать нашу концепцию от и до.
Мы активно тестируем новые каналы сбыта: работаем с Delivery Club и «Яндекс.Еда», скоро запустим свой интернет-магазин, в котором будет доставка как продуктов с полки, так и готовой еды из нашей кулинарии. Поставляем свою продукцию в булочные «Хлеб&Co», фитнес-клубы X-Fit, рестораны Fresh. Участвуем в мероприятиях, например несколько лет подряд кормили VIP-зону из 800 человек на забеге «Бегущие сердца».
Может ли здоровое питание быть доступным?
За 4 года рынок сильно изменился: вырос спрос, увеличилось количество поставщиков, у нас появилась возможность готовить полезные и при этом доступные блюда. Кулинария приносит около 80% дохода торговой точки, у нас много лояльных гостей, которые приходят утром, днем и вечером. Мы активно мониторим цены и ориентируемся по ценам на обыкновенные сети или кулинарии, которые не позиционируют себя как ЗОЖ.
Но некоторые позиции просто не могут стоить дешево — например, веганские или сыроедческие десерты, сделанные из какао, кокосового масла и фруктового пюре без сахара. Конечно, если мы делаем сырники, то из творога, а не «творожного продукта». Мы не используем дешевые растительные масла — у нас все готовится на оливковом масле, и это тоже достаточно дорогая история.
Тем не менее, мы вступаем в новую эру, где люди подходят к потреблению продуктов более осознанно, экономят не только деньги и время, но и задумываются о пользе для здоровья и о том, как их действия сказываются на окружающей среде. Поэтому мы отказались от пластиковых трубочек, используем перерабатываемую упаковку, поддерживаем фудшеринг: в кулинарии действует вечерняя скидка 40%, а с недавних пор мы работаем с агрегатором, через которого можно купить еду со скидкой 60%.
Наша цель в будущем — не просто готовить вкусную и полезную еду, но и учитывать, какую систему питания она поддерживает: с высоким содержанием белка, палео-, кето-, веганство, сыроедение. Мы хотим, чтобы любой человек мог найти у нас завтрак, обед и ужин. Поэтому будем продолжать работать над составом, искать еще более чистые и доступные по цене ингредиенты, расширять линейку собственной торговой марки и географию присутствия. Я советую предпринимателям идти в эту нишу, потому что через несколько лет она перестанет быть просто нишей и превратится в норму, а то, что сейчас называется экопродуктами, станет просто нормальным стандартом питания.

Дистанционная регистрация бизнеса

  • без личного визита в 
    налоговую
  • бесплатный выпуск
    электронной подписи
Максим
Каплевич
Студия Junto
«Мы любим клиентов со сложными задачами»
читать
Георгий
Соловьев
CEO Skyeng
«Мы будем выпускать больше преподавателей, чем все вузы страны»
читать
Василий
Воропаев
Rubrain
«Я создал закрытый клуб фрилансеров»
читать
Николай
Матушевский
дизайн-завод «Флакон»
«Успешную концепцию нашего
проекта подсказал кризис»
читать
Андрей
Давидюк
«Моторика»
«Мы соединяем кибернетику с органикой»
читать
Феликс
Шпильман
CEO Emerging Travel Group
«Бизнес — это командный спорт»
читать
Максим
Каширин
CEO Simple Group
«Любые большие проблемы решаются с помощью нескольких правильных шагов»
читать
Альберт
Сагирян
Gemcorp Russia
«Главное — получать удовольствие
от того, что делаю»
читать
Олег
Рудаков
Rock the Cycle
«Если глаза горят, рано или поздно придет успех»
читать
Аслан
Кцоев
Генеральный управляющий «Меркурий Сити Тауэр»
«Меркурий» — это город в городе
читать
Денис
Долматов
CEO Carprice
«Бизнес должен быть измеримым»
читать
Станислав
Лисиченко
Ресторатор
«Ресторанный бизнес — для энтузиастов»
читать
Александр
Глушков
Основатель бренда МОНЕ
«Выигрывают яркие концепции»
читать